Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Детские песни

  • Список тем link
  • Популярные песни

    ВЫЙДУ Я НА РЕЧЕНЬКУ…

    Сл. Ю. Нелединского-Мелецкого

    Выйду я на реченьку,
    Погляжу на быструю –
    Унеси мое ты горе,
    Быстра реченька, с собой!

    Нет, унесть с собой не можешь
    Лютой горести моей;
    Разве грусть мою умножишь,
    Разве пищу дашь ты ей.

    За струей струя катится
    По склоненью твоему –
    Мысль за мыслью так стремится
    Все к предмету одному.

    Ноет сердце, изнывает,
    Страсть мучительну тая.
    Кем страдаю, тот не знает,
    Терпит что душа моя.

    Чем же злую грусть рассею,
    Сердце успокою чем?
    Не хочу и не умею
    В сердце быть властна моем.

    Милый мой им обладает:
    Взгляд его – весь мой закон.
    Томный дух пусть век страдает,
    Лишь бы мил всегда был он.

    Лучше век в тоске пребуду,
    Чем его мне позабыть.
    Ах, коль милого забуду,
    Кем же стану, кем же жить?

    Каждое души движенье –
    Жертва другу моему.
    Сердца каждое биенье
    Посвящаю я ему.

    Ты, кого не называю,
    А в душе всегда ношу!
    Ты, кем вижу, кем внимаю,
    Кем я мыслю – кем дышу!

    Не почувствуй ты досады!
    Как дойдет мой стон к тебе.
    Я за страсть не жду награды,
    Злой покорствуя судьбе.

    Если ж ты найдешь возможным,
    Силу чувств моих измерь,
    Словом ласковым – хоть ложным –
    Ад души моей умерь.

    1796

    Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

    В основе - народная песня "Выйду ль я на реченьку". Песня была положена на музыку Д. Кашиным и многими другими композиторами. Первая строка чаще дается в другой редакции: "Выду я на реченьку..."

    Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005:

    Ю. А. Нелединский-Мелецкий отдал дань почти всем поэтическим жанрам своего времени – одам, басням, эпиграммам, переводам. Но современники особо ценили его как поэта-песенника. Г. Р. Державин ставил его первым в ряду «лучших песней сочинителей». Константин Батюшков считал, что его песни «приближались к желанному совершенству». Для Пушкина они были уже историей. Две песни он выделил как знак времени [в стихотворении «Домик в Коломне»]: «Стонет сизый голубочек…» Дмитриева и «Выду я на реченьку…» Нелединского-Мелецкого. Для середины XIX века они стали типичным примером «приторной сентиментальности», в конце XIX – начале XX появились новые хоровые обработки, вошедшие в сборники детских песен.

    Образцом для Нелединского-Мелецкого послужила народная песня «Выду ль я на реченьку…», композиторские обработки сохранили ее мелодическую основу.

    Юрий А. Нелединский-Мелецкий (1752-1828)

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!